Автор Тема: Светлое Христово Воскресение  (Прочитано 4103 раз)

Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23946
  • Репутация: +8892/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Светлое Христово Воскресение
« Ответ #3 : 08/05/2011, 10:46:51 »







Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23946
  • Репутация: +8892/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Светлое Христово Воскресение
« Ответ #2 : 20/04/2011, 23:40:38 »
Катание яиц



Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»


   Катание яиц – игра, характерная для весенне-летнего периода года.

   Игры с крашеными яйцами начинались обычно в Пасху, продолжались всю Пасхальную неделю, я иногда – вплоть до Вознесения. Суть игры состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по наклонно поставленному деревянному лотку или по земле с невысокой горки. Внизу были полукругом расставлены яйца всех участников игры. Каждый участник, отправляя свое яйцо вниз, должен был сбить с места чье-нибудь яйцо. Если ему это удавалось, то он присваивал сбитое яйцо себе и продолжал игру, если нет – в игру вступал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону. Эта игра была довольно азартной и могла продолжаться по нескольку часов. Некоторым ловким парням и мужикам удавалось набрать за игру до двух-трех десятков яиц.

   Катание яиц было известно также и в другие весенне-летние дни. В деревнях Верхнего и Среднего Поволжья во время праздника в честь языческого бога Ярилы, приходившегося на Петровское заговенье, парни и девушки, расположившись парами, толкали яйца по земле друг другу. Катание яиц в Петровское заговенье в разных вариантах было известно и на северо-востоке России, и в Сибири.

   В XIX в. катание яиц представляло собой веселую забаву с участием большого количества людей. Однако в древности эта игра входила в комплекс магических действий, связанных с пробуждением и оплодотворением земли. Так, во многих местностях России существовал обычай в день Вознесения катать яйцо по озими в надежде на хороший урожай.


Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн Марта

  • Частенько заглядываю
  • **
  • Сообщений: 90
  • Репутация: +117/-0
  • Все будет хорошо,я узнавала:)
Светлое Христово Воскресение
« Ответ #1 : 20/04/2011, 21:29:15 »

Пасха –  святая надежда на милость Божию. И не случайно мы ждем Пасху, как  спасительный день, когда в душе испытываем самое лучшее: вспомним, например, как в Пасхальную воскресную ночь хочется примириться со всеми, даже с врагами. Так что Пасха – день исполнения самого лучшего, что есть в душе человека.  Каждый православный христианин искренне верит, что мы воскреснем, обретем вечную блаженную жизнь, потому Пасха – великий праздник: в эти дни мы чувствуем свою душу, как она создана Богом, без пороков, приходит радость понимания и возрождения самого себя.




Святая Пасха  приходит ко всем, как говорит святой Иоанн Златоуст, Пасха – это праздник праздников и торжество торжеств для всех – и кто постился, и кто не постился, и кто ходил в Великий пост в храм, и кто не ходил. Но все-таки намного радостнее Пасха для тех, кто понес молитвенный подвиг поста, потому что они подходят к Спасителю не просто так, а с плодами своей жертвы.

Самое главное – Пасха  напоминает, что мы – наследники Царствия Небесного, что Царство, уготованное для человека, ждет нас.




Пасха — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).     
Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.



Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (пасхальные куличи, яйца и зайцы)
 При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир.  Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, люди уподобляются ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его "говорили, что Господь истинно воскрес" (Лк. 24, 34). В кратких словах "Христос воскресе!" заключается вся сущность веры, вся твердость и непоколебимость  упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают слух верующего своей новизной и значением как бы высшего откровения. Пасхальное приветствие (также христосование) — обычай, распространённый среди православных, восточных и других христиан, приветствовать друг друга в первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи радостным возгласом «Христос воскресе!» и отвечать «Воистину воскресе!», соединённым с троекратным лобзанием (поцелуем).



Данное приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями ещё к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа (ср. Мф. 27:64, 28:6-7, Мк. 16:6, Лк. 24:6, 24:34). В богослужебной практике других христианских Церквей также существуют подобные приветствия, но они не используются вне богослужений.



По традиции при встрече двух людей первую часть приветствия должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благословите, батюшка/честны́й отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит).»



       
Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста.     
Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения. Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.



   
 Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
 Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.



Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.  Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекарство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?
Христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение  их напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верующих.
Употребление освященных пасх и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасх и куличей, верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и, окончив пост, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.



Наступает последняя седмица перед Пасхой, седмица особая, именуемая церковью Великой, Страстной. Мы уже предвкушаем Пасху, строим планы на праздники, составляем праздничное меню. Как среди всего этого не потерять драгоценного сокровища, предлагаемого Церковью на удивительных службах Страстной седмицы? Перед каждой хозяйкой встанет вопрос выбора, ведь столько всего надо приготовить, и дом в порядок привести, и сходить освятить к трапезе пасхальные снеди. Не получится ли так, что Страстные 12 Евангелий будут променяны на такое же количество приготовленных куличей?
Хочется обратить внимание на такую распространенную "традицию". Говорят, что в Великий Четверток — Чистый, надо провести генеральную уборку дома, помыть окна, сделать море работы. Когда возникла эта традиция, сказать сложно. Понятно, что под нее подводится благочестивая платформа, дескать, к Пасхе все будет в доме идеально. Но это благочестие не принимает во внимание церковную богослужебную жизнь, приносящую нам Великий Четверток — день установления Таинства Святого Причащения, Тайной Вечери, Пятницу со Страстными Евангелиями и Погребением. Хорошо, если будет чисто в доме, но достигнуть этого лучше за несколько дней, понемногу, может быть в Четыредесятницу сделав некоторые приготовления, на Страстную оставив лишь немногие, не выполняемые ранее, дела. Не будет греха в том, чтобы перенести часть дел и на послепасхальный период.
Вот несколько простых советов, которые помогут сделать выбор в пользу посещения служб, совершаемых единожды в году. Прежде всего, следует решить, сколько и чего Вы будете готовить. Может быть, предпочтительней что-то купить готовым, например, куличи. Распределите работу по разным дням небольшими порциями. Например, в четверг занимаетесь творожной пасхой, в пятницу — куличами, а в субботу дети под Вашим чутким руководством украшают и то, и другое, и красят яйца (для них это очень увлекательное занятие). На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» (болг. «бедро») или «шиш» (болг. «шашлык» из ягнёнка).
Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий Четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной Пятницы, дня траура и молитвы.




Для тех, кто постился, не стоит затевать к первому пасхальному дню возню с жирной мясной пищей, например, с гусем в яблоках. Организму нужно дать время, чтобы постепенно войти в непостное время, и традиционные пасхальные снеди: яйцо, пасха, кулич — к этому наилучшая дорожка. Из мясного можно приготовить легкое, нежирное — бульон из телятины или цыпленка, паровые котлетки. Хорошим решением будет, и приготовление деликатесной свежей рыбы.



Христос Воскрес!

А. Майков

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!



 

Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade