Автор Тема: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)  (Прочитано 3167 раз)

Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23946
  • Репутация: +8892/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...

Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23946
  • Репутация: +8892/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...


Вербное воскресенье - приметы и суеверия.


   

Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.

 

 Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов - богатым.

 

Вербное воскресенье - воскресенье предпасхальной недели (шестое воскресенье Великого поста), предшествующее Светлому Христову Воскресенью. В этот день в России повсеместно совершались различные обрядовые действия с вербой. "Сережкам" вербы (распустившимся почкам) приписывались особые целебные свойства и магическая сила.

   

"В Вербное воскресение крестьяне во время утрени молятся с освященной вербой и, придя домой, глотают вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь.

   

Детей своих (а также и скотину) крестьяне слегка хлещут вербой, приговаривая:"Не я бью - верба бьет,Верба хлест - бьет до слез".



 В этот же день бабы пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.

 

Освященную вербу берегут до первого выгона скота (23 апреля) [6 мая по н. ст., в день Св. Георгия Победоносца - см. ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ], при чем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или "пускают на воду", или втыкают под крышу дома с тою целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

 

Наряду С этими общепринятыми обычаями, связанными с освященной вербой, в некоторых местах, как, например, в Козловском у. (Тамбовской губ.), существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле - сберегает посевы.



 В том же Козловском у. распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

 

В уездах же Темниковском и Елатомском той же Тамбовской губ. советуют всем неплодным женщинам есть почки освященной вербы, уверяя, что после этого женщина непременно начнет рожать детей" .

   

"Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут. На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут. Плотва трется в первый раз на вербной, в другой - когда распустится береза, в третий - на Вознесенье" .

   

В русском народном календаре так же, как и в английском поверье, хорошая погода на Вербное воскресенье предвещает богатый урожай.

   

Верба - очень сильная, поэтому и приписывают ей множество свойств. Считается, что если скушать почку от вербы - важное дело свершится. А если вы идете на важное дело или встречу - надо проглотить три почки. Конечно, не стоит этим злоупотреблять.

   

Раньше девки в деревнях на вербное воскресенье думали о суженых и любимых, считалось что эти думы привлекут парня к ним. Даже если он не обращал на девушку внимания - считалось что к вечеру он придет и позовет гулять. Объясняют это тем, что на Вербное воскресенье особенно сильна энергетика мысли.

 

Существуют так же обряды на богатство в Вербное воскресенье. Если в этот день посадить в горшок растение - то богатство не заставит себя ждать. Обычно это практиковали в городах, но и в деревнях те, кто про это слышал - не оставались в накладе.
Только надо быть очень осторожным. Ведь если растение в течение месяца погибнет - то в жизни ждет одна лишь бедность.

   

К тому же надо сажать особые растения, у которых толстые и мясистые листья, например то же "денежное дерево" или как его еще называют "дерево счастья".

 

 Под Вербное воскресение заговаривают головные боли. Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду. Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите: «Вода, иди в землю вместе с головной болью».

 

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу. Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!




Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23946
  • Репутация: +8892/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...


Как отмечали Вербное воскресенье на Руси

   Вербное воскресенье – это народное название, в церкви же он называется праздником Входа Господня в Иерусалим.

   На Руси в субботу перед Вербным воскресеньем традиционно начинались весенние гулянья. Еще продолжался Великий пост, поэтому о полномасштабных развлечениях не могло быть и речи. В этот день на площадях городов и крупных сел открывались ярмарки, проводились массовые катания на лошадях, а из развлечений, пожалуй, были только райки, так как балаганы, качели, карусели и различные увеселительные заведения можно было открывать с Пасхи.

   Традиция вербных гуляний сложилась в середине XVIII века и, практически не изменяясь, просуществовала до начала ХХ столетия. С особым нетерпением этого дня ждали дети, которым родители на «вербу» всегда покупали сладости и игрушки. А основным развлечением для детворы, как и для взрослых, становилось посещение ярмарки.

   Яркие описания вербной ярмарки в Москве начала прошлого века оставил Иван Белоусов: «Еще со средины вербной недели вся площадь заставлялась белыми палатками и заполнялась самыми разнообразными товарами, большей частью подарочного характера: игрушки, цветы, корзинные изделия, галантерея, сласти. Масса воздушных шаров красными гроздьями колебалась над толпой гуляющих... Писк, визг, гудки разнообразных игрушек наполняли площадь, заглушали говор гуляющих и выкрики торговце».

Главным товаром на ярмарке, конечно, были ветки вербы, которые из деревень привозили целыми возами. Можно было купить несколько скромных веточек или целый пучок, украшенный тряпичными и бумажными цветами, херувимчиками из воска или папье-маше. А для состоятельных покупателей могли предложить букетики вербы с херувимчиками из расписного фарфора или дутого стекла. Затем на праздничном Всенощном бдении вербы освятят и будут хранить до следующего Вербного воскресенья. Некоторые покупатели приобретали веточки с запасом, чтобы из раскрывающихся почек сварить кашу, которая так и называлась «вербной».

На ярмарке всегда было много игрушек, причем некоторые продавались только в «вербные дни». Вот как описывал это в книге «Ушедшая Москва» Белоусов: «Каждый год на вербном базаре появлялись игрушки, которым продавцы придумывали названия лиц, чем-нибудь за последнее время выделившихся в общественной жизни, большей частью в отрицательном смысле, – проворовавшегося общественного деятеля, купца, устроившего крупный скандал, адвоката, проигравшего в суде громкое дело. Во время войны игрушкам давались имена неприятельских генералов, проигравших сражения». Подобные игрушки в качестве сувениров с удовольствием покупали для себя и взрослые.

   «Особым спросом на «вербе» пользовался «морской житель», появлявшийся на прилавках только в те дни. Так называлась игрушка – чертик в стеклянной трубке со спиртом или водой, барахтавшийся при нажатии на резиновую заслонку». С начала ХХ века обязательным ярмарочным товаром, пользовавшимся повышенным спросом, стали гирлянды разноцветных воздушных шаров.

   Обычно на ярмарке было разнообразие сладостей и орехов, которые раскупались в громадном количестве. Ими торговали не только в лавках. Сладости, орехи и различные напитки предлагали разносчики, сновавшие в толпе и оглашавшие площадь своими криками. Ценилось умение рекламировать свой товар стихами. Вокруг торговцев, залихватски выкрикивающих «Кто моих пряничков от пуза наедится, тот ни квартального, ни жены не убоится!», «За хрусткие орешки каленые зацелуют девки ядреные!», всегда собирались смеющиеся покупатели. Когда потенциальные покупатели привлечены, торговцы старались переходить в стишках на конкретные личности: «А вот скромная девица пряников хочет, аж страсть. Не дайте красотке с голоду пропасть!». Естественно, что у торговцев, привлекших своими незамысловатыми стишками больше народа, и товар продавался быстрее.

   Со времен Анны Иоанновны в Москве, а затем и в других городах в эти дни стали устраиваться катания на лошадях. Сохранилось любопытное донесение императрице московского генерал-губернатора графа Чернышева от 2 марта 1782 года: «В вербную субботу было здесь так называемое вербное гулянье, которое состояло в том, что великое множество обоего пола дворян и купечества в каретах по Красной площади к Спасскому мосту, а оттуда через Кремль во всяком порядке, от полиции устроенном, проезд имели. Что и продолжалось после обеда часа четыре, при несказанном числе зрителей, стоявших по улицам и на площади. Сие гулянье по древности своей памятно в народе от бывших патриарших процессий, и теперь столько занимает его, сколько и другие лучшего вкуса».

   В ХIХ веке маршрут вербного проезда изменился. Через Кремль он уже не проходил, кавалькада богато украшенных экипажей и карет «наматывала круги» по Красной площади вдоль ярмарки и по близлежащим улицам.

   В Москве такие вербные проезды иногда называли «вывозом невест». Выводить в свет девушек, достигших брачного возраста, начинали зимой, когда в первопрестольной проводились «ярмарки невест». Но показывать невест потенциальным женихам начинали с вербного выезда, одновременно демонстрируя богатством экипажа и нарядов, что и за приданным дело не станет. В вербном выезде, который неспешной кавалькадой двигался по улицам, холостяки не участвовали, здесь молодецкую удаль и резвость коней не продемонстрируешь, как на Масленице. А вот для показа невест он подходил как нельзя кстати.

   Воспоминания о вербном проезде в начале ХХ века оставил москвовед Петр Сытин: «По восточной половине площади, оберегаемой от простого народа городовыми и жандармами, проезжали в экипажах разодетые в меха, украшенные золотом и брильянтами жены и дочери московских богачей». По манере изложения чувствуется, что писалось уже в советское время, но от этого картинка стала даже зримее.

   Непременным атрибутом вербных гуляний были райки, у которых всегда собирался народ, чтобы поглазеть на диковинки и послушать веселые присказки раешников, комментирующих свои картинки. Вытесненные кинематографом, райки практически исчезли с ярмарок в крупных городах еще на рубеже XIX-XX веков, хотя раньше пользовались громадной популярностью.

   Раек – деревянный ящик на колесах с одним или несколькими увеличительными стеклами на передней панели. Внутри него между двумя валиками перематывалась длинная лента с картинками. Существовал вариант, когда картинки, обычно это были специально сделанные лубки, раешник поочередно вставлял в прорезь сверху или сбоку райка. За небольшую плату зрители смотрели меняющиеся изображения, сопровождаемые веселыми, в большинстве случаев рифмованными, прибаутками раешника.

   Особой популярностью райки пользовались у простого народа. Через стекло незамысловатой ярмарочной панорамы можно было увидеть различные пейзажи и виды городов, известные битвы и портреты полководцев, святые места и лубочные смешные картинки, изображения жителей различных стран и даже новинки моды. В России существовало немало типографий и мастерских, печатавших ленты и картинки для райков. Зачастую раешные картинки выпускали очень оперативно, практически вслед за какими-то событиями, вызвавшими общественный интерес.

   На ярмарочных площадях вербное гулянье стихало во второй половине дня в воскресенье. Народ расходился по домам, исчезали торговцы-разносчики, разбирались временные лавки, свертывались палатки. Впереди у православных людей была Страстная неделя с её строгим постом. Затем наступит Пасха и начнутся новые гулянья, уже без ограничений.




Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23946
  • Репутация: +8892/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Вам не разрешено просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или войдите на форум




   Дней за десять до Пасхи Господь объявил двенадцати, что снова переходит Иордан:

   Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Евангелие от Марка

   Ничего из этого ученики не поняли. Братья Иаков и Иоанн вместе с матерью своей Саломеей просили Христа посадить их по правую и по левую руку, когда, как им казалось, Он взойдет на Иерусалимский престол, чтобы править миром, как мощный, непобедимый император. Господь, печально вздохнув, ответил, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

    При входе в Иерихон они встретили слепого Вартимея, собиравшего у дороги милостыню. Услышав, что идет Иисус, нищий начал кричать: «Помилуй меня, Сын Давидов!» Впервые к Учителю из Назарета открыто обращались как к Мессии, к Тому, Кого ждали. Многие испугались и заставляли Вартимея замолчать, но он звал еще громче. И Господь исцелил его.

После этого чуда вокруг Христа собралось столько людей, что Его трудно было увидеть. Возглавляемые Иисусом они двинулись к Иерусалиму. Все новые и новые богомольцы присоединялись к ним, пока, наконец, это торжественное шествие превратилось в огромный религиозный марш.

   За шесть дней до Пасхи процессия вошла в Вифанию, где в честь Учителя был устроен настоящий праздник. Собралось немыслимое количество народу. Многие пришли из Иерусалима, специально, чтобы посмотреть на воскресшего Лазаря. Узнав об этом, первосвященники договорились убить и его, чтобы иудеи не уверовали в Иисуса.

   За гостями ухаживала Марфа, а Мария, пытаясь выразить Господу всю свою благодарность и любовь, принесла фунт драгоценного нардового мира и помазала им ноги Христу. Иуда и несколько других апостолов возмутились: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим!?» Они по-прежнему рассчитывали на то, что их Наставник сядет на трон и, по традиции, начнет Свое царствование с щедрых подаяний.

   Когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Евангелие от Матфея

   Это было пророчество Захарии, произнесенное за несколько столетий до Рождества Христова. Отпущенные из вавилонского плена, иудеи заново отстроили Иерусалимский храм, и в 515 году торжественно его освятили. Воодушевление было огромным. Люди нарезали пальмовых ветвей, и все время пели пасхальный псалом Давида. Тот, под который основатель священной столицы Израиля вносил на Сион Ковчег Завета: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!»

   Тогда многие были уверены в том, что вот-вот придет Мессия. Может быть, это благочестивый царь Зоровавель – потомок Давида, строитель Храма и Иерусалимских стен. Но вскоре после праздника персы, испугавшись волнений, вызвали Зоровавеля в Вавилон, откуда он не вернулся. Наступил тяжелейший духовный кризис. Казалось, рушились тысячелетние надежды на спасение. Нашлось немало готовых взяться за оружие. И зазвучал голос пророка: «Не бойся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима! Помазанник придет к тебе – но Безоружный, Мирный – на ослике, а не на боевом коне. Его предадут за цену раба, за тридцать сребреников, ученики Его разбегутся, а тело Его пронзят копьем… Но Он победит! Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли».

   В воскресенье 2 апреля весь Иерусалим пришел в движение. Говорили, что пришел Христос, Пророк из Назарета Галилейского. Фарисеи были в ужасе: «видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним!» Первосвященники боялись не меньше – Он будет Архиереем, как говорили пророки – значит, вместо нас. Но народ ликовал:

   Когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Евангелие от Луки

   Наверное, никогда еще Господь не был так одинок. Вся эта эйфория была трагической ошибкой. Все происходившее вокруг было недоразумением. Толпа встречала не Его. Ослепшим людям нужен был вождь. Политический лидер. Сильный монарх. Покоритель вселенной. Им не нужна была подлинная Свобода. Им не нужен был Бог. Во всяком случае, Бог Страдающий.

   Среди радостных воплей и всеобщего возбуждения никто не заметил, с каким печальным Лицом входил Господь в Свой Город. И только Мама увидела, как дрогнули и пролились уголки Его глаз, и расслышала Его тихий плач о Иерусалиме…

   О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. Евангелие от Луки



Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23946
  • Репутация: +8892/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...


Вход Господень в Иерусалим



   Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим – это «один из самых трагических праздников церковного года». Он состоится накануне «страстных дней Господних, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении».

   Казалось бы, вот оно, торжество христианства – Христу покоряется Святой Город, где Его встречают ликующие толпы народа. Только спустя несколько мгновений становится понятно, что Тот, Кого они ждали, им не нужен, потому что Он – не тот. Народ ждет прихода политического вождя, готового повести к победе над врагом. Земным врагом. Оккупантом их земли. Римлянином. О победе над гораздо более страшным врагом – дьяволом – они, возможно, и подумают. Но позже, а совсем не в тот момент, когда Христос предлагает задуматься о неизбежности духовной смерти. Поэтому торжество и ликование толп вызывают ощущение потери, горечи недоразумения. Потому что нам, к сожалению, уже известно, что та толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!» – через несколько дней повернется к Нему ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия, а его ученики предадут Его не единожды, пройдут мимо Него, не узнав, не последовав за Ним.

   По словам митрополита Антония, «сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви». Это день страшнейшего недоразумения, день торжества массовой истерии, торжества неверия и нелюбви. Символическая концентрация тех качеств, которые превалируют в момент, когда толпе предлагается халява – «хлеб и зрелища». Это тот момент, откуда каждый начинает выбирать свое место в толпе, через несколько дней кричащей «Распни, распни Его» с тем же восторгом, что сегодня «Слава, Осанна!»


Вам не разрешено просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или войдите на форум



Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23946
  • Репутация: +8892/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Вам не разрешено просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или войдите на форум



Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


 

Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade