Автор Тема: Православие в странах Балтии  (Прочитано 4676 раз)

Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23945
  • Репутация: +8877/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Православие в странах Балтии
« Ответ #6 : 26/04/2012, 17:40:24 »
Гора Крестов (Литва)

  Гора Крестов — святыня в Литве, место паломничества. Расположена в 12 километрах от города Шяуляй по дороге Калининград—Рига. Представляет собой холм, на котором установлено множество крестов, общее их число составляет приблизительно пятьдесят тысяч.
Несмотря на внешнее сходство, Гора Крестов не является кладбищем. По народному поверью, тому, кто оставит на Горе крестов крест, будет способствовать удача. И уже сейчас на этом холме их установлено более пятидесяти тысяч...
На Горе крестов можно найти кресты самого разного вида - от огромных деревянных высотой в несколько метров, до крохотных нательных, гроздьями развешанных на более крупных крестах.
Кресты с часовенками разных форм, ажурные металлические кресты подобные тем, что украшают башни костелов и верхушки памятных столбов-стогастульписов...



   Их ставили как защиту от нечистой силы, по поводу рождения ребенка, закладки усадьбы, как материализованную молитву, благодарность за помощь или мольбу о защите. Или просто для того, чтобы прохожий мог помолиться или покаяться...



   Одно из распятий было установлено Папой Римским Иоанном Павлом II во время его визита в Литву 7 сентября 1993 года. Этот жест сделал Гору Крестов известной во всём католическом мире, что привело к значительному увеличению посещающих гору паломников и туристов.

Вам не разрешено просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или войдите на форум


   Сейчас на горе устанавливают кресты не только католики, но и представители других христианских конфессий...



   Кроме того, недавно здесь появился священный символ другой, нехристианской религии — на одном из почётных мест был установлен позолоченный иудейский шестигранник.



   Ни о времени появления Горы крестов, ни о причинах её возникновения нельзя ничего сказать с точностью. Некоторые исследователи считают, что до крещения Литвы, которое по европейским меркам произошло очень поздно - только в XIV веке, на этом холме находилось языческое капище. Для археологов и краеведов - это городище Юргяйчю...По преданию, в дохристианскую пору на вершине горел негасимый огонь...



   А 22 сентября 1236 г. недалеко отсюда шла Саулеская битва с рыцарями ордена Меченосцев (во время Первого крестового похода на Литву), в которой литовцы наголову разбили завоевателей.



   После крещения среди литовцев долгое время продолжали существовать пережитки язычества, зачастую сливавшиеся с католическими традициями...Возможно, это и есть один из примеров такого слияния - установление католических символов на бывшем месте для языческих обрядов... Если эта версия соответствует действительности, то Гора Крестов является ровесницей литовского католичества.



   Косвенным подтверждением этой версии является тот факт, что резной орнамент традиционных литовских крестов с изображением Солнца, имеет очень мало общего с христианской символикой, зато очень много общего — с символикой языческого культа...



   Некогда здесь возвышался деревянный замок, представлявший собой курган продолговатой формы высотой 8-10 метров с отвесными стенами и окруженный насыпью...



   В летописях это городище именуется Куле. При раскопках в 1991 и 1993 годах. археологи обнаружили здесь остатки построек, тропу к реке Кульпе, очаги, медные украшения, оружие, керамику и предметы бытового обихода, что позволяет определить время возникновения этого городища именно как 14 век нашей эры. До сих пор от укрепления сохранились осыпавшиеся рвы. Когда-то их заполняла вода из огибающей холм речки Кульпе.



   Городище вместе с другими крепостями в 1348 г. разрушил и сжег Ливонский орден. Городище Куле было сожжено рыцарями дотла, а местные жители и защитники деревянного замка подверглись истреблению. После карательного похода крестоносцев холм, усеянный костями литовцев, по преданию, стал местом всенародного поклонения.

   По другой версии, Гора Крестов возникла значительно позднее — кресты были установлены в честь литовцев, павших в жестоко подавленном царскими властями Российской Империи восстании 1831 года.

   Кроме научных версий вокруг холма витает множество легенд... Согласно одной из них, когда-то на холме стоял католический монастырь, по неизвестным причинам внезапно ушедший под землю. Потом у одного из жителей окрестных деревень неизлечимо заболела дочь. Ничто не помогало, и тогда отец решил установить на намоленном месте крест. И тогда свершилось чудо — ребёнок выздоровел. Молва о чудодейственном месте распространилась по всей Литве, люди стали приходить и оставлять на горе кресты на счастье...



   После подавления народного восстания 1863 года количество крестов на горе увеличилось до 130 крестов и появилась кирпичная часовенка...

   А в ноябре 1919 года литовские войска вели здесь ожесточенные бои с бермонтовцами - немецкими и русскими военными частями, которые были вооружены Германией, содержались ею и пытались отстоять ее позиции в Прибалтике. Погибшие в боях похоронены на кладбище в Мяшкуйчяй. Гора крестов напоминает и об этих могилах также. В 1923 году появляется новая традиция - храмовой праздник Крестовой горы, во время которого служится Святая Месса и кресты освящаются...



   После установления в Литве советской власти неоднократно предпринимались попытки уничтожить место поклонения, однако каждый раз после того, как бульдозер сносил кресты, они появлялись на горе вновь... Эти действия стали своего рода мирным протестом жителей Литвы против проводимой советскими властями политики.

   А в 1988 году с изменением политической ситуации изменился и статус горы - она превратилась в храм под открытым небом...Верующие приходят сюда, чтобы помолиться, попросить о заветном...Эти кресты – средство общения с богом, молитва, благодарность и обращение к Всевышнему с незримой просьбой...
Гора издали кажется густо поросшей невиданным лесом... Каждый крест на холме имеет свою историю...

   Кресты отовсюду - от местных литовцев и от литовских эмигрантов из Америки и Европы, от паломников из Израиля и с арабского востока, из Японии, Китая, от узников фашистских концлагерей... На Крестовой горе стоит крест Андрея Миронова. Установили его мать актера Мария Владимировна и артисты Шауляйского театра 16 августа 1988 года.

   В 2006 году на горе произошел акт вандализма - торчащие на снежных откосах обломанные колья, погнутые металлические кресты, разбросанные на подступах к сакральному месту сувенирные крестики и обломки деревянных крестов - так выглядела знаменитая литовская Крестовая гора 28 февраля 2006 года...По данным полиции, злоумышленники, которых было двое, выворотили и сломали 21 крест. В позапрошлом году преступники разорили установленную у горы урну для пожертвований - на этот раз урна осталась нетронутой...

   Раньше Крестовую гору охраняла полиция, так как 52 креста занесены в Регистр культурных ценностей Литвы, но после того, как 26 сентября 1995 года дежурившего здесь полицейского застрелил психически неуравновешенный житель Шяуляя, эта достопримечательность больше не охраняется...

   Остается надеяться, что защитить святыню смогут послушники будущего монастыря, который планируется построить неподалёку от холма... Во всяком случае, благославение на это дал Иоанн Павел II..

   ... И уже шестнадцать монахов Ордена францисканцев обитает в кельях выстроенных в 300 метрах от холма...

Вам не разрешено просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или войдите на форум




Вам не разрешено просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или войдите на форум


Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23945
  • Репутация: +8877/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Православие в странах Балтии
« Ответ #5 : 10/02/2011, 15:36:33 »
Свято-Никольский морской собор ( Латвия, Лиепая)



   Закладка и начало строительства - июнь 1900 г. Освящение - 22.08 (по стар.ст.), 04.09 (по нов.ст.) 1903 г. состоялось в присутствии Государя Императора Николая II и его семьи. Проект и общее руководство строительством осуществил Василий Антонович Косяков, известный архитектор из Петербурга. Собор построен Российским военным ведомством. Собирались пожертвования. Главным жертвователем стал Император Николай II с царском семьёй. Контуры храма напоминают корабль. Якорь в основании креста - символ надежды в бурном житейском море.
 
   Собор стоит на высоком бетонном основании, одетом гранитом и песчаником. Стены выложены из красного кирпича и облицованы жёлтым фигурным кирпичом, переплетающимся затейливыми узорами.Центральный купол собора окружают четыре меньших, символизируя Иисуса Христа в окружении четырех апостолов - евангелистов. Высокая колокольня, расположенная над центральным входом в храм, напоминает нам Иоанна Предтечу, возвещающего Царство Божие. Центральный алтарь, как и весь храм, был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца, которого моряки с давних пор считают своим небесным покровителем и молитвенником. Южный придел (алтарь) был освящен в честь Богоявления (Крещения Господня). Северный придел был освящен в честь святителя Алексия, чудотворца, жившего в 14 веке. Четыре фронтона собора украшены надписями из Священного Писания на церковно - славянском языке и иконами из золотой мозаики, выполненными в мастерских Санкт-Петербурга. Розетки стен заполнены майоликой, изготовленной также Санкт-Петербургскими мастерами.
 
   Внутри собор поражает объемом, заполненным светом. Вместо привычных для храмов такого масштаба колонн, собор имеет четыре дугообразные перекрещивающиеся арки, удерживающие свод с куполом и центральный барабан. Такое архитектурное решение позволило. значительно увеличить внутреннее пространство и обеспечило возможность видетъ богослужение, находясь в любой точке храма.
 
   Храм имел великолепное внутреннее убранство: иконы в золоченных киотах, три двухъярусных иконостаса. На солею, огражденную коваными решетками, ведут три мраморные лестницы (у каждого из трёх приделов). Над мраморным престолом центрального алтаря находилась золоченая сень уникальной работы, знаменующая Покров Божий над землей. С перекрестий арок свисали четыре бронзовые паникадила, напоминающие светила небесные. Первым настоятелем собора был протоиерей Владимир Архангельский, долгое время прослуживший в его стенах. Под сводами храма молились моряки эскадры, уходившей в далекий Тихоокеанский поход, первые Российские подводники. Дальнейшая судьба храма стала отражением судеб людей, государств. Имеются сведения, что интерьер собора пострадал уже во время Первой Мировой войны, однако в нем все еще совершались редкие богослужения. Перед разорением храма часть икон и церковной утвари была увезена в другие православные храмы. Во время Второй Мировой войны в соборе был устроен пункт ПВО немецких войск. Были сняты все бронзовые колокола. После возвращения советских войск в храме устроили матросский клуб. Многое из того, что напоминало об истинном назначении собора, было уничтожено или переделано.
 
   К концу 80-х годов, возникло и окрепло движение за возвращение собора Православной Церкви. Об этом принимались решения Лиепайским городским советом, было много выступлений общественности, городских и республиканских газет. 2 июня 1990 г., в лень памяти святителя Алексия, епископ Рижский и Латвийский Александр, в сослужении духовенства городов Лиепаи и Риги, при участии множества богомольцев, совершил молебен у стен закрытого храма. В сентябре 1991 г., после длительного сопротивления военные оставили храм, передав ключи верующим.
 
   Первое богослужение состоялось 19 декабря 1991 года (по нов. ст.), в день памяти святителя Николая. Присутствовало всё Лиепайское духовенство, власти города, представители военных.
 
   Был совершен Крестный ход и отслужен благодарственный молебен. Для скорейшего возобновления богослужений был выполнен косметический ремонт в южном (Богоявленском) приделе, подготовлено всё самое необходимое. И, по благословению епископа Рижскою и Латвийского Александра, 6 января 1992 года было совершено малое освящение храма, а 7 января (Рождество Христово) служилась первая Божественная Литургия. С этого дня богослужения в храме стали совершаться регулярно.
 
   Не прекращаются и работы по восстановлению, и происходит это за счёт пожертвований. Теперь над куполами храма снова возвыша­ются кресты (изготовленные и установленные заводом Тосмаре).

   20 июля 1997 г. архиепископ Рижский и всея Латвии Александр, в сослужении Лиепайского и Рижского духовенства, совершил великое освящение центрального алтаря и всего храма.

   При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.


Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23945
  • Репутация: +8877/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Православие в странах Балтии
« Ответ #4 : 10/02/2011, 15:26:52 »
Храм во имя Вознесения Господня (Латвия, Рига)



   До 1845 года в православие перешло около 120 латышей, в связи с этим епископу Филарету I (Гумилевскому) в 1845 году 24 января было послано прошение о предоставлении храма приходу для совершения служб на латышском языке. Эту просьбу рассмотрел Св.Синод и с нею был ознакомлен царь Николай I. 14 апреля 1845 года из Петрограда был получен ответ – предоставить приходу Рижскую кладбищенскую Покровскую церковь (которая была приписана к Александро-Невскому храму) для проведения служб на латышском языке. Первое богослужение на латышском языке в этом храме было совершено 29 апреля 1845 года. Его совершил священник Яков Михайлов в сослужении диакона Петра Попова.

   В 1857 году часть Александро-Невского прихода пишет прошение об отделении Покровской кладбищенской церкви от Александро-Невского храма, присоединив к оной около 300 человек, что живут близ нее. Эту просьбу епископ Платон поддержал и 17 X 1857 года предоставил Св.Синоду проект об объединении латышского и русского приходов. Проект был утвержден 10 мая 1858 года. Отделение Покровской церкви от Александро-Невского храма и объединение латышского и русского приходов в единый приход произошло 1 июля 1858 г. После объединения латышско-русского прихода количество прихожан достигло 1200 человек. С этого момента службы совершались на смешанном славянско-латышском языке.
 
   В 1867 году со средств правительства для нужд прихода была построена вторая кладбищенская церковь – Вознесенская. Строительные работы церкви проводил торговец I гильдии Григорий Ломоносов за 18 770 рублей. Храм был расчитан на 500 человек. Во внутреннем обустройстве церкви участвовали также прихожане русского Покровского прихода. Значительные пожертвования приходили даже от Московского благотворительного общества.
 
   
   В 1879 г., когда был освящен новоотстроенный Покровский храм (построен за место сгоревшей в 1875 г. 18 декабря деревянной Покровской церкви), русская часть прихода переходит в Покровский храм. В Вознесенском храме остается только латышский приход, в котором службы совершаются на латышском языке. Это происходит во время управления Латвийской Православной Церковью епископа Филарета II (Филаретова).

   Со временем приход возрастает на столько, что не может вместить всех богомольцев в здание Вознесенского храма. В связи с этим в 1896 году было принято решение о расширении здания церкви. Для этой цели 100 рублей в виде первого пожертвования были внесены епископом Арсением (Брянцевым). По просьбе прихода 2 февраля 1892 года архитектор Пекшенс разработал проект перестойки храма. Консистория не утвердила проект Пекшенса, поэтому перестройка храма происходила по плану епархиального архитектора В.И.Лунского.
 
   3 ноября 1902 года был освящен малый алтарь в честь св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а главный алтарь в честь Вознесения Господня – 19 октября 1903 г. Перестройка церкви обошлась в 12529 рублей и 97 копеек. В 1909 г. в храм было протянуто электричество.
 
   После смерти о.А.Кангера в Вознесенском храме служили такие священники как: о.Иоанн Борманис, о.Иоанн Янсон, о.Петр Балодис, о.Кирилл Блодонс, о.Александр Лисманис, о.Петр Берзиньш и др. В 60-х гг. XX века настоятелем храма становится о.Владимир Меркульев, который в этом приходе отслужил до конца дней своих (до 1995 г.). В декабре 1995 года, по просьбе прихода, Владыка Александр назначает в приход о.Нила Друваскалнса, который является настоятелем храма и по сей день.
 
   В после военные годы (годы Советской власти) благодаря тому, что в храме регулярно проводились службы и благодаря старосте того времени А.Кроните, этот храм не был закрыт. И в 60-х годах, когда усиливались репрессии Советской власти против Церкви Христовой, благодаря настойчивости настоятеля храма о.В.Меркульева и старосты прихода Александры Аржениекс, Вознесенский храм все же не был закрыт.

   Вот уже несколько лет при храме возобновила работу Воскресная школа, где занятия проходят в разных возрастных группах. За последние 8 лет приход очень сильно возрос. Если в начале 90-х гг. очень часто на вечерних службах было 5-10 человек, а на литургии 25-35 человек, то сейчас эти цифры на много увеличились – на всенощном бдении 30-45 человек, а на литургии более 100 человек. На данный момент в приходе зарегистрировано 340 человек (включая детей).

   В 2001 году во время Архиерейского богослужения на престольный праздник, Владыкой Александром было замечено мироточение иконы Иверской Божией Матери, которая находится в иконостасе.

   В 2007 исполняется 140 лет со дня постройки храма в честь Вознесения Господня, а в 2008 году - 140 лет со дня освящения храма.

Адрес храма: г.Рига, улица Менес, 2. LV-1013
Контактный телефон: (+371) 29666176, (+371) 29256836

Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23945
  • Репутация: +8877/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Православие в странах Балтии
« Ответ #3 : 10/02/2011, 15:09:31 »
Пюхтицкий Успенский женский монастырь (Эстония)



   "Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного" - говорил батюшка св.пр. Иоанн Кронштадтский, по благословению которого был построен на самом западном рубеже России в начале ХХ столетия дивный монастырь.

   Каждый, кто побывал в Куремяэ - так по-эстонски называется то место, где стоит святая обитель, в переводе на русский язык "журавлиная гора" - вовек не забудет удивительное чувство благословенности тех полей, лесов, водных источников, которые окружают это место. И чувство это не обманное, - в ХVI веке Пресвятая Богородица явилась здесь эстонским пастухам и оставила в благословение икону Своего преславного Успения. По преданию, ранним летним утром пастухи увидели на горе Светозарную Деву в святящемся лазурном облачении. Они устремились на гору - видение скрылось. Когда же стали удаляться, она снова предстала их взору. Еще трижды являлась Царица Небесная смиренным эстам. У подножия горы, где видели Ее простецы, забил источник. И до сей поры в его животворных холодных водах люди обретают исцеления.В ХХ веке Пюхтицкая обитель построила над источником часовню и купальню. К этой святыне обязательно устремляются паломники вот уже не одно столетие. А о явлении другой святыни - иконы Успения Божьей Матери - напоминает многовековой дуб-богатырь у входа на монастырское кладбище перед стенами обители. Паломники имеют обыкновение малым крестным ходом обходить живого свидетеля чуда явления иконы, прикладывают ладони к его коре и молятся за своих близких.

   Сама же икона Успения пребывает в красивейшем главном храме обители, освященном в честь его древней святыни. Здесь паломники приклоняют колени перед старинным образом, воздавая честь Первообразу.

   До того, как икона была внесена в построенный в 1910 году собор, она пребывала на Богородицкой горе в деревянной приходской церкви, но уже тогда собирала со всей округи тысячи паломников.

   "Целуйте эту землю", - говорил св. пр. Иоанн Кронштадтский, - "она освящена пришествием Божьей Матери". Открытие монастыря состоялось в 1892 году, и все два десятилетия его строительства опекал сестер-тружеников "всероссийский батюшка", память о котором до сих пор бережно сохраняется в Пюхтицах.

   Возведение величественного пятиглавого кирпичного красно-желтого собора связано с видением, бывшим св. пр. Иоанну. Однажды, возвращаясь вместе с игуменьей Варварой со святого источника, батюшка остановился, всплеснул руками и воскликнул: "Матушка, посмотрите, какой великолепный собор на горе стоит! Антихрист к нему не подойдет".

   В Успенском соборе, кроме главной святыни - иконы Успения Божьей Матери, немало и других святынь. Встречает, входящих в благоуханный храм, - в любое время года украшенный живыми цветами, - большой Владимирский образ Божьей Матери, написанный в 1895 году схимонахом Парфением, насельником Святой горы Афон, специально для св. пр. Иоанна Кронштадтского. Три месяца шла икона с Афона в Пюхтицы, несли ее на руках с молебнами и песнопениями.

   Справа от Владимирской над свечным ящиком висит старинный образ Божьей Матери "Прибавление ума". У этой иконы возносят особую, пюхтицкую молитву: "Матерь Божия, Родненькая! Даруй нам разум Божественный, чтобы духовно рассуждали, Бога прославляли, души свои спасали, И Тебя, Владычицу мира, славили!"

   Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божьей Матери, ее история так же связана со св. пр. Иоанном. В 1884 году пюхтицкие сестры написали и подарили горячо любимому пастырю на день ангела икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы в Куремяэ и изведение на сем месте источника. Внизу на иконе надпись: "Протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописец Успенского женского монастыря на Святой горе Эстляндской. 1894 г. 19 октября". Эта икона перебывала со святым до самой его кончины, а потом была передана в ту обитель, откуда она произошла.

   Успенский храм украшают так же большие храмовые иконы Божьей Матери Казанской, Умиление, Млекопитательница, Призри на смирение, Тихвинской.

   Памятником любви является в Пюхтицах еще один храм. Чтобы попасть в него надо пройти через весь монастырь.Храм в честь прп. Сергия Радонежского построен вдовой эстляндского губернатора князя Сергея Владимировича Шаховского над его усыпальницей. Князь очень любил обитель Пречистой, принимал участие во всех важных событиях монастырской жизни и завещал похоронить его на Богородицкой горе. Князь принял насильственную смерть и завещание его пришлось выполнять его любящей супруге. Спустя десятилетие и сама Елизавета Дмитриевна Шаховская упокоилась рядом с мужем. Но до этого она на покаянии и молитве пожила в обители, построив рядом с храмом-усыпальницей дом, который сейчас превращен в еще одну монастырскую гостиницу.

   Паломниками замечено, что после молитв в храме над могилами супругов Шаховских счастливо устраивается семейная жизнь. Святая любовь, объединяющая супругов при жизни помогает многим "половинкам" обретать друг друга.

   Адрес: Эстония, город Куремяэ  41201, Kuremаe, Illuka vald, Ida-Virumaa
Телефон:
    (372) 339-21-24

  Подворье монастыря в Москве: храм святителя Николая в Звонарях (ул. Рождественка, д. 15/8, тел. 628-30-85, 628-32-28).

Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23945
  • Репутация: +8877/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Православие в странах Балтии
« Ответ #2 : 10/02/2011, 15:07:54 »
Молитва мученикам Антонию, Евстафию и Иоанну Виленским



   Святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие! Призрите с Небеснаго чертога на требующих вашея помощи и не отвергните прошений наших, но, яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго вашего заступления.
Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, от пагубных страстей воздержание и от всякия скверны удаление; и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию.
Молитеся прилежно, святии мученицы, да благословит Христос Бог всю нашу державу, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия; да вся чада ея, от суемудрия и суеверия свободившеся, духом и истиною покланяются Ему, и о соблюдении Его заповедей усердно потщатся; да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце, и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4


Иже земных чести и славы отвергшеся, доблии и честнии страдальцы, веры ради крепко и мужественно муки претерпесте, на смерть себе давше за Живот всех Владыку, темже и Христос преславно столпом облачным с небес вас озари и почестьми и венцы от Престола Славы венча, со ангелы Тому предстояще, молите спастися душам нашим.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

От корене неплодна, преблаженнии, возрастивше Православныя веры ветви, первомучеником тезоименитии явистеся: злаго бо и нечестиваго князя ярости не убоястеся, повелевающа Христа отрещися, сего ради мученическия венцы приемше и со ангелы Престолу Владычню предстояще, о нас молитеся, преблаженнии, православно чтущих святую память вашу.

КОНДАК, ГЛАС 3

Отеческую прелесть оставльше, святии, приведостеся Христови, всем души усердием стасте мужемудренно до смерти. Темже и взясте победы почесть воистинну, о всех Владыку нашего непрестанно моляще.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, страстотерпцы святии, Антоние, Иоанне и Евстафие, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


Оффлайн ЛедиБоss

  • Администратор
  • VIP
  • *****
  • Сообщений: 23945
  • Репутация: +8877/-0
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
    • Наедине со всеми...
Православие в странах Балтии
« Ответ #1 : 10/02/2011, 15:04:11 »
Церковь Святого Духа (Литва,Вильнюс)



Церковь Святого Духа, церковь Свято-Духова монастыря, Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов — храм православного монастыря в Вильнюсе, важнейший православный храм Литвы.

   Первоначально деревянная, церковь была построена на средства двух сестёр Феодорой Волович (жена брестского воеводы) и Анной Волович (жена смоленского воеводы) в 1597 году на принадлежащем им участке земли. Удел, где располагалась церковь, стал убежищем для православного Свято-Троицкого братства, которое незадолго до утратило перешедшую к униатам Свято-Троицкую церковь. С этих времён братство стало называться Свято-Духовским. Со временем храм стал монастырским (вероятно, с 1609 года), с училищем, богадельней и типографией. К 1611 году храм был единственным в Вильне православным храмом, не отошедшим униатам.

   В 1634 году по позволению короля Владислава IV на месте старого деревянного был выстроен новый каменный Свято-Духов храм с главным престолом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и святых равноапостольных Константина и Елены.

   В 1677 году в монастырском храме по приглашению старшего Свято-Духова монастыря и ректора братского училища Климента Тризны читал проповеди иеромонах Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский. В начале XVIII века шведы разорили монастырь и церковь. Большую материальную помощь в его восстановлении оказал в 1708 году Пётр I.

В опустошительных пожарах 1748—1749 годов храм сгорел до основания. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора Иоганна Кристофа Глаубица и продлились до 1753 года; работы по интерьеру продолжались позднее.

   Во время войны 1812 года с французами храм был разорён и осквернен наполеоновскими солдатами. Пожертвованиями виленского купца первой гильдии Александра Слуцкого он был отремонтирован. В 1814 году в подалтарном склепе были обретены мощи святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (тайно хранились в склепе с 1661 года).

   После перестройки под руководством полоцкого епархиального архитектора Порто в 1836—1837 годах храм принял внешний вид, сохранившийся в основном до настоящего времени. Были открыты своды, надстроен купол, настелена металлическая крыша. На средства, пожертвованные виленским генерал-губернатором Ф. Я. Мирковичем, были сооружены ворота монастырского корпуса в русском стиле (1845).

   В 1850 году архиепископ Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) оборудовал в храме пещерную церковь в честь виленских мучеников. Мощи святых Антония, Иоанна и Евстафия были помещены в пещерную церковь в 1852 году. По инициативе виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва храм и колокольня перестраивались для устранения признаков барокко, понимаемых как влияние католицизма (работы завершились к 1873 году).

   В 1904 году в монастыре похоронен архиепископ Ювеналий (Половцев), возглавлявший епархию с 1898 года.

   В 1908 года при архиепископе Никандре (Молчанове) был начат капитальный ремонт внутри храма. Пилястры были покрыты искусственным белым мрамором, лепные орнаменты выкрашены белой масляной краской, иконостас обновлён петербургской фирмой Жевержеева, иконы реставрировались художником И. П. Трутневым.
Деталь интерьера

   Во время Первой мировой войны в августе 1915 года мощи виленских мучеников были эвакуированы в Москву (обретались сначала в Донском монастыре, затем использовались в атеистической пропаганде). Эвакуированы были также насельники, за исключением двух иеромонахов и одного иеродиакона.

   Храм сильно пострадал во время Второй мировой войны и восстанавливался с помощью средств, выделенных Патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским). Алексий содействовал возвращению в храм мощей виленских мучеников (1946).


Мощи виленских мучеников

   При митрополите Виленском и Литовском Хризостоме в 1990-е годы храм был основательно обновлен.

Виленские мученики



   Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий — православные христиане, убитые в Литве в 1346-1347 годах. Первоначально почитались в Литве, а в 1374 году, после принесения частиц их мощей в Константинополь, были канонизированы Вселенским Патриархом Филофеем.

   Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (+ 1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецы стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд уговаривал Антония и Иоанна отказаться от христианства. Братья не изменили своей вере. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу.

   Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и вновь открыто исповедовать Имя Христово.

   В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали Святое Крещение. Языческие жрецы стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства.

   Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Утром 14 апреля 1317 года оба святых мученика причастились Святых Таин, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

   Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя Святителя Николая Чудотворца.

   Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие. Впоследствии, на протяжении столетий, мощи святых страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия не только прославлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии Православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 г. в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения — 13 (26) июля с тех пор ежегодно торжественно отмечается в этом монастыре.

Слежу за порядком...



"Ненавижу, когда люди выглядят дешевле, чем их одежда…"


 

Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade